Самое главное, что должен понять начинающий фотограф — не нужно учить световые схемы, нужно учиться видеть свет.

Я лично не понимаю тех людей которые покупают курсы со световыми схемами. Да, для студии и студийного света это еще хоть как-то может быть применимо ибо там мы можем контролировать свет, за счет как раз этих самых студийных источников света (но тоже не всегда в точности как на схеме). Но, что касается съемки с естественным светом, там просто физически невозможно заучить как нужно поставить модель, чтобы было красиво. Ибо этот свет постоянно меняется в зависимости от времени дня, времени года да и в принципе от условий съемки.

До простейшего, прошлым летом я проводил индивидуальные занятия в одной крутой городской локации. У меня было два занятия, одно в середине дня, а другое вечером. Как вы уже догадались, ставя одни и те же кадры в одной и той же локации, но в разное время дня, кадры получились совершенно разные.

Нус, давайте начнем, для начала отвечу на самый важный вопрос, снимаю ли я с разным типом света? — Да, какой самый крутой и объемный свет? — Закатное солнце. На этом в принципе можно было бы и закончить урок ибо ты мой дорогой читатель получил ответ, о свете с которым я снимаю все свои кадры. Но как и везде тут есть свои нюансы.

Давайте разбираться — да, закатное солнце самый объемный источник света. Кадры при таком освещении всегда максимально объемные и атмосферные. Но это далеко не самый простой способ получить крутой кадр. Во первых очень важно время съемки и собственно угол при котором светит солнце зависящий как раз от этого времени.

Для себя я выделил 3 самых основных времени и самых интересных. Давай разбирать кадры:

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

 На этом кадре солнце только начинает садиться, достаточно мягкий свет, объемный, но ядовитый по температуре, кадры получаются очень теплыми. Летом на съемку при таком освещении у тебя будет 20-30 минут времени в зависимости от месяца.

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

На этом кадре, солнце уже подходит к горизонту и начинает за него заходить. Это самый объемный свет, при этом максимально нейтральный в плане температуры. На эту съемку у тебя будет минут 15-20, после захода солнца за горизонт с каждой минутой свет будет становиться более холодным пока совсем не стемнеет.

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

Солнце за 1-1.5 до заката, при этом мы ищем естественное укрытие от солнца в виде горы как на этом кадре, или же домов в городе. При этом все небо у нас еще освещено, пространство которое не закрывает гора освещено и собственно свет тут тоже кайфовый, мягкий и объемный.

Во всех случаях снимать модель можно как по свету, так и против него. Но в первом случае я бы рекомендовал расположить модель боком к солнцу, во втором снимать полностью по свету или с небольшим углом, а в третьем как раз против солнца, что бы объект загораживающий модель был на одной линии с солнцем и вами.

Сразу хочу предостеречь владельцев бюджетных камер, съемка против солнца грозит пересвеченным в хлам небом, белым и полностью отсутствующим в кадре, по сему рекомендую снимать все-таки по солнцу или сбоку от него.

Окей, с закатом мы разобрались, возникает вопрос про рассвет, что с ним не так и чем это солнце отличается от закатного? Да все тоже самое только в обратную сторону с температурой. Ну и самое главное, фотограф народ ленивый, проще снять на закате и еще погулять по ночному городу, чем вставать ночью и потом весь день пить кофе.

А что по облачной погоде? Разве там свет не объемный? Да — все так, и в моменте года два назад я снимал только в облачную ибо этот свет мне нравился даже больше чем закатный по атмосфере. Но минусом такого света всего одна вещь, максимально очевидная, такая погода бывает не каждый день. Жителям Питера тут повезло больше… или нет? 

Из тонкостей работы с таким светом пожалуй только одна. Источника света не видно, ты не видишь, модель не видит, но он как суслик, на самом деле — есть. Если ты приглядишься то солнце все-таки посильнее штуковина чем облака, и все-таки на небе будет самая яркая точка, собственно там и будет солнышко. По этому это дело нужно учитывать и понимать, что тут все так же, ставим модель спиной к солнцу — получаем одно, снимаем по свету — получаем второе, ставим боком — третье.

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

На этом кадре я подсказал модели где солнце и попросил ее смотреть только в левую сторону откуда оно и светит, так как за спиной было красивое поле, а солнце было слева. Если бы модель смотрела прямо или же в право, то лицо освещалось бы гораздо хуже освещено в первом случае и было бы в тени во втором. Во всей серии этих кадров модель у меня смотрит влево

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

На этом кадре все проще, тут снято по свету, солнце находится за мной чуть левее моего левого плеча под небольшим углом.

В большинстве случаев эти четыре способа работы со светом самые распространенные у большинства фотографов. В реальности ни так много профи которые с кайфом работают например с жестким дневным светом. Он попросту проблематичный, но по своему интересный для некоторых фотографов которые специально специализируются на нем.

Да есть еще тень, но лично я крайне не люблю снимать с таким светом, он крайне плоский и объем на таких кадрах приходится значительно увеличивать на обработке. Но если вы не мастак снимать с жестким и не любите его, а съемку вынь и полож в 3 часа дня, можете воспользоваться этим лайфхаком и ставить свою модель в тень.

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

На этом кадре модель в так называемом «колодце» из домов. И если ты посмотришь на лицо модели, увидишь, что нет такого объема и его прорисовка как например на закатном солнце.

Еще поскольку я не плохой такой пейзажист и у меня много крутых кадров природы, крайне советую снимать природу исключительно на закате или рассвете. Все тоже самое как и с моделями, получите крутой объем, без больших провалов в черное в тенях, например в камнях или в тени деревьев.

Свет на моих кадрах. Индивидуальное обучение фотографии в он-лайне

Уроки